Миф о дизайне №1

Миф №1

На написание этой статьи меня натолкнула переписка с потенциальным клиентом и ряд статей о дизайне интерьера отправленных мне на редактирование журналистом.
Прежде чем писать эту статью, я решил проверить, может ,такую статью уже написали до меня? Я нашел и прочитал несколько статей на тему "Мифы в дизайне интерьеров"

Все эти статьи были написаны журналистами, а не дизайнерами. Проблема в том, что дизайнеры мало пишут о дизайне, а журналисты, в силу своей некомпетентности, будучи уверенными что могут писать на любую тему, подогревают мифы и заблуждения, относящиеся к нашей непростой профессии. Было бы полезно чтобы дизайнеры больше писали о своей профессии. Предлагаю вашему вниманию взгляд  дизайнера интерьеров  на проблему мифов в дизайне интерьеров:

Дизайнеры - творческие личности.

Кому выгоден этот миф?

  • Дизайнерам у которых есть проблема с самоорганизацией. Которые пропадают, не отвечают на звонки, не приходят на встречи, опаздывают и срывают сроки."Я ж творческая личность"!  или "Сегодня у меня нет вдохновения"!

  • Строителям, которые хотят увеличить свою значимость в глазах заказчика, за счет навешивания  ярлыков на дизайнера: "Что вы от него хотите? Он же художник! Он просто рисует  красивые картинки"

Почему я уверен, что дизайнерам не подходит определение "творческие личности"? Во-первых это вытекает из самого понятия дизайна, как промышленного искусства. Дизайн, по сути своей находится на пересечении  проектирования, конструирования, изобретательства и создания эстетики. Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования.

"Креативность" и творческая способность в той или иной степени свойственно каждому нормальному человеку. Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.
  1. Дизайнеры интерьера, в отличии от художников, в своей практике сталкиваются с большим количеством условий и ограничений, которые необходимо учитывать при проектировании.
  2. Дизайнеры интерьера, в отличии от художников, не являются единственным автором проекта, над которым они работают. Соавторами дизайнера являются часто люди с отсутствием творческих способностей: проектировщики вентиляции, строители, прорабы, заказчики, менеджеры-продавцы мебельных салонов, производители мебели.
  3. Для дизайнера интерьеров, в отличии от художников, функциональность, решение проектных задач сформулированных заказчиком, важнее чем эстетика и творческие амбиции.

  4. Дизайнеры интерьера, как правило, не создают ничего нового, а всего лишь компилируют чужие идеи. Суть работы дизайнера интерьера в упрощенном виде, заключается  в том, чтобы подобрать наиболее подходящее решение из имеющихся, найти каждому предмету своё место. Если углубится, то дизайнеру необходимо в своей работе разрешить все те многочисленные противоречия между явными и не явными потребностями заказчика, проектными задачами, реальностью в виде границ несущих стен и необходимостью вписать в эти границы внушительный набор предметов интерьера.

 

Создают противоречия и накладывают ограничения: Строительные технологии, СНИПы, ГОСТы, рамки заданные бюджетом , технические требования по установке инженерных систем, сантехники, светильников, систем вентиляции и т.д.

 

Проектные задачи, сформированные необходимостью разрешать многочисленные противоречия, оставляют узкое поле для реализации творческих задач, которые дизайнер может, при желании, поставить перед собой.

 

Вывод №1

Работайте с амбициозными дизайнерами, которые ставят перед собой творческие задачи.  Спросите своего дизайнера : "Какие задачи ты поставил перед собой, кроме тех, которые мы обсудили  в техническом задании на первой встрече?"

 

Дизайнеры интерьера, как правило, не создают новый дизайн мебели или светильников, не изобретают новые цветовые сочетания. Не открывают миру новые оттенки серого цвета. Не во власти дизайнера и кардинально изменить архитектурное пространство проектируемой квартиры или дома. По крайней мере, существенного изменения в качестве объекта недвижимости, как правило, не достигается. С дизайнерами, которые по ходу работы, рисуют ими придуманные светильники, мебель, отделочные материалы, невозможно конструктивно работать над дизайном интерьера. Такой дизайн-проект фантастически дорог в реализации или вообще неосуществим. Это просто "красивые картинки" без возможности их воплотить.

 

Дизайнеры интерьера работают с реальными и существующими объектами. Они не создают новых сущностей. Оригинальный и неповторимый продукт их творчества это конгломерат готовых решений (модулей), которые тщательно подогнаны друг к другу и являют собой единое гармоничное целое.

5. Дизайнер интерьера не создает "вещь в себе", нечто идеальное и законченное.  Результат работы дизайнера это компромисс  - взаимная уступка в мнениях: дизайнера, заказчика, проектировщиков и строителей ради достижения результата, максимально адекватного поставленным проектным задачам.  Правильная постановка проектных задач это надёжный фундамент на котором держится здание "дизайна интерьера".

6. Работа дизайнера интерьера никогда не бывает завершенной. Работа дизайнера не принадлежит ему, в отличии от художника. После того как интерьер уже построен и в него въехали жильцы, он начинает жить своей, независимой от дизайнера жизнью. Жильцы по-хозяйски вторгаются в созданную дизайнером гармонию и вносят свои корректировки: Расставляют по полкам сувениры, фотографии. Застилают цветастыми покрывалами "дизайнерские" кровати. Одним словом - обживают интерьер. Не всегда у хозяев "дизайнерского" интерьера есть вкус и желание сохранить идеальную гармоничную картину. Проходят годы... Меняются жильцы. У новых жильцов свои представления о прекрасном. Они хотят обновить интерьер, подстроить его под себя. Иногда у помещения меняется функция: кабинет превращается в детскую комнату. Сан.узел превращается в постирочную или кладовку. Проходит время и интерьер устаревает. Выходят из моды, один за другим все элементы интерьера: декор, отделка, мебель и даже формы.   Спустя десятилетия остаётся на своих местах только самое ценное, то, что по-настоящему нашло своё идеальное место.  

" ...это не

столько  творения  отдельной личности,  сколько целого общества;  это скорее

следствие  творческих усилий народа, чем яркая вспышка гения, это  осадочный

пласт, оставляемый после себя  нацией;  наслоения, отложенные веками,  гуща,

оставшаяся в результате последовательного испарения человеческого  общества;

словом,  это  своего  рода  органическая   формация.  Каждая  волна  времени

оставляет на памятнике свой намыв,  каждое  поколение  --  свой слой, каждая

личность добавляет свой камень. Так  поступают  бобры,  так поступают пчелы,

так поступают и  люди." 

(Виктор Гюго)

  

7. Лучшие дизайнеры с которыми я работал не имели профильного образования по специальности дизайн интерьера, не имели художественного образования. Очень часто они даже не умели рисовать!  Лучшая школа для дизайнера это сделать сложный проект от начала до конца много-много раз. С авторским надзором!!!

 

8. Как дизайнеры преувеличивают значение "озарения" в своей работе.  У меня была знакомая - дизайнер интерьера, которая говорила о том, что для того чтобы придумать интерьер ей надо " с ним (интерьером) переспать". Побывать в интерьере, который ты будешь проектировать, проникнуться его духом, познакомится с ним, вжиться. А потом ждать ночью инсайт.   Я не верю в продуктивность этого подхода.  Во-первых потому, что интерьеры, которые она создавала, не выдерживали никакой профессиональной критики. Во-вторых, этот рецепт кажется мне слишком простым. В-третьих : Как быть в том случае, если озарения не возникнет? Возможно следует прописать эту возможность в пункте договора на дизайн проектирование?  Ждать музы и вдохновения для дизайнера нет никакого смысла. Вдохновение, или еще это называют "поток" возникает в процессе глубокого вовлечения в работу, которая доставляет глубокое удовлетворение.

 

"Без приложения каких-либо усилий скучная работа так и останется скучной.

Для того, чтобы испытать поток, может помочь наличие ясных целей - не потому что именно достижение целей является важным, а потому что, не имея цели, трудно сконцентрироваться и не отвлекаться."

(Михай Чиксентмихайи)

 

9.  У каждого объекта в дизайн проекте есть точные размеры и цена. Работа дизайнера связана с большой ответственностью. Как учил меня мой любимый преподаватель: "Каждая линия на дизайн проекте имеет стоимость".

 

Работа дизайнера с одной стороны связана с творчеством. С другой стороны - с менеджментом проекта, проектированием инженерных сетей, снабжением и составлением и проверкой сметной документации, техническим надзором. Успешный дизайнер обладает навыками в психологии, глубокими познаниями в строительных технологиях. Успешный дизайнер обладает организаторскими навыками и практикует тайм менеджмент. Высокий уровень компетенции в инженерных и технических вопросах необходим дизайнеру для успешного воплощения творческих идей.

То что дизайнер это " творческая личность" это половина правды. Часть правды – лучшая ложь.

Понравилась статья?

Комментарии
comments powered by Disqus