Проектирование книжных магазинов

Наталья Зинкович (Из интервью журналу Торговое оборудование на Урале) Современные владельцы книжного бизнеса, как правило, уже изначально ориентируются на применение передовых технологий, максимальную автоматизацию своего бизнеса, а также на сотрудничество с профессионалами. Без этого в наш век высоких технологий сложно вести бизнес и тем более – рассчитывать на его успешное развитие. Таково мнение наших экспертов – специалистов дизайн-студии NEOLUXE.

Эргономика книжного магазина

К проектированию и организации пространства книжного магазина предъявляются серьезные требования, – рассказывает директор дизайн-студии NEOLUXE Владимир Анатольевич Кандалов. – Первое из них – безопасность: важно, чтобы с любой точки зала могло просматриваться все помещение. С одной стороны, это связано с навигацией – движением потоков посетителей: важно, чтобы покупателю было удобно ориентироваться в пространстве и он мог беспрепятственно найти нужную книгу или пройти к интересующему отделу. А с другой – с таким немаловажным в книготорговле моментом, как защита от краж.

Одним из методов решения подобных проблем в книжных магазинах (и не только) является установка и применение зеркальных полусфер и видеокамер. Следующее важное требование – правильное зонирование и удобная навигация. Необходимо учитывать, что продукция книжного магазина неоднородна, ассортимент разнообразен, поэтому необходимо определить главное и второстепенное.

Главное, как правило, это хиты и новинки. Они выделяются в отдельную зону, которая располагается чаще всего перед кассовой зоной или перед входом. Необходимо, чтобы книги, которые считаются наиболее важными для продажи, привлекли внимание покупателя на входе в торговый зал и могли бы подвигнуть его на спонтанную покупку уже на выходе из магазина. Исходя из обозначенных задач определяются типы торгоборудования, стилистические и конструкционные решения.

Чаще всего высокие стеллажи и стенды расставляются по периметру торгового помещения, а в самом зале используются стеллажи, сконструированные с учетом антропометрических параметров человека и позволяющие оставить обзор открытым. Для демонстрации новинок используются специальные столы и подиумы. Вообще лучше всего использовать принцип конструктора. При этом организация комфортного пространства достигается за счет компоновки ряда унифицированных деталей. Необходимо иметь достаточное количество экземпляров книг прямо в зале, поэтому торговое оборудование магазина может использоваться и для складирования книг непосредственно в торговом помещении. Для этого подходят шкафы с дверками или специальные тумбы, крышки которых могут быть приспособлены для выкладки книг, а внутри имеется ниша для хранения какого-то количества товара. Фактор, обеспечивающий успешную бесперебойную работу магазина, – это хорошая навигация.

Движение потоков посетителей должно быть четко скоординировано: люди не должны пересекаться, мешать друг другу, испытывать какие-то неудобства при выборе товара или создавать их. Часто при плохо продуманной эргономике книжного магазина покупатели просто даже разойтись не могут, а не то что посмотреть (и тем более полистать) нужную книгу. Это серьезно сказывается на посещаемости магазина и финансовом состоянии бизнеса. – Обычно человек движется по часовой стрелке, – добавляет заместитель директора дизайн-студии NEOLUXE,  Ольга Александровна Завада . – Пространство торгового зала должно быть организовано так, чтобы покупатель мог обойти всю экспозицию, не сталкиваясь с теми, кто еще выбирает или уже выбрал книги, и свободно пройти к кассе для оплаты взятого товара. – Чтобы покупатели могли легко ориентироваться, внедряются эффективные системы средств визуальной коммуникации: используются понятные знаки и указатели, четкие названия отделов, крупный читабельный шрифт, броские, яркие или контрастные цветовые сочетания и т.д., – продолжает В. А. Кандалов . – Также вводятся современные электронные средства навигации, электронные каталоги и системы для поиска необходимых книг, журналов и различных цифровых носителей.

Книжный магазин. Вид сверхк
Пример проекта книжного магазина

Для просмотра товара возможно использование современных интерактивных технологий, таких как JESTPOINT и GROUND FX. Для рекламы новой или популярной печатной продукции могут быть использованы такие технологии беспроводной передачи данных, как BLUETOOTH. Книжный магазин – это место, где покупателю приходится довольно длительное время максимально концентрировать свое внимание на пристальном рассматривании книг и чтении текста, т.е. напрягать зрение и испытывать серьезную нагрузку на глаза. Поэтому здесь предъявляются особые требования к освещению. Во-первых, оно не должно искажать цветопередачу. Во-вторых, оно должно быть равномерным и достаточно ярким, но не слепящим. Есть определенные европейские нормы освещения книжных магазинов, которые должны быть выполнены, – это около 700 lux в рабочей плоскости (то есть на уровне, где человек будет просматривать книгу) и не ниже 300 lux в других местах. К сожалению, в российских магазинах эти показатели зачастую раза в три ниже. Необходимо также обратить пристальное внимание на напольное покрытие. Если это будет обычный керамогранит, то по ходу движения основных потоков посетителей будут образовываться дорожки, так как верхний слой будет быстро стираться.

Учитывая огромную проходимость этих торговых предприятий, нужно выбирать особое покрытие из износоустойчивых материалов. Сейчас существуют очень надежные технологии, например довольно прочные наливные полы и гетерогенные напольные покрытия – коммерческий линолеум, которые ко всему прочему обладают еще и пылеотталкивающими свойствами. Вообще в книжных магазинах вопрос борьбы с пылью – один из самых важных, поэтому покрытие при влажной уборке должно легко очищаться. Соответственно, предъявляются определенные требования и к торговому оборудованию и его размещению: оно должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и быть изготовлено из материалов, хорошо переносящих уборку. Кроме того, не должно быть труднодоступных мест для уборки, чтобы пыль там не скапливалась. Для этих же целей в магазине должна быть установлена на- дежная система кондиционирования.

 

Проблема краж и вандализма в книжном магазине

Залог безопасности любого книжного магазина – это выбор надежного оборудования для защиты товаров от краж и вандализма. Отличительная особенность книжных магазинов – использование плотно расставленных стеллажей, на которых располагается большое количество товаров относительно небольшого размера. – Торговое оборудование должно быть вандалоустойчивым, иметь надежную, прочную конструкцию, и при этом не причинять неудобств покупателю ни физически (при падении, разрушении и т.п.), ни морально-этически. То есть человек не должен чувствовать себя находящимся под подозрением. Соблюдение этой золотой середины требует особой деликатности в размещении и использовании оборудования, предназначенного для защиты книг, – замечает наш эксперт.

Для эффективной защиты от краж печатных изданий рекомендуется применять комплекс оборудования, состоящий из противокражных систем, датчиков, деактиваторов и зеркал безопасности. Эффективным и недорогим средством для увеличения обзора в торговом зале служат обзорные и купольные зеркала безопасности, а также видеокамеры. Их применение позволит сотрудникам книжного магазина вести более эффективное наблюдение за порядком в торговом зале, пресекать попытки краж и порчи книг. Обзорные зеркала комплектуются гибкими кронштейнами и отличаются увеличенной высотой выпуклости. Камеры также направлены на эти полусферы, и это позволяет охране считывать с них панорамную информацию. Эффективную защиту обеспечивают радиочастотная и электромагнитная системы. Отличие заключается в их стоимости, возможности работать в проходах различной ширины и – самое важное – в размере защитных датчиков. Радиочастотные системы в основном используют гибкий защитный датчик размером 40 х 40 мм, он может быть белого цвета или с имитацией штрих-кода.

Такой датчик при правильном применении оптимально защитит любые издания. Электромагнитные используют гибкие датчики«невидимки», имеющие очень малые размеры, благодаря которым их можно размещать в корешке книг, что практически полностью исключает возможность их кражи. При выборе действительно надежной системы защиты для книжного магазина рекомендуется обращать внимание на следующие нюансы: * противокражная система должна надежно детектировать датчик в различных проекциях; * защитные датчики должны надежно приклеиваться к товару и быть незаметными; * желательно, чтобы противокражная система обладала индикацией работы; * не допускается использование выпуклых акустомагнитных датчиков.

В любом случае вопрос выбора противокражного оборудования очень индивидуален и зависит от множества факторов, поэтому лучше обращаться к профессионалам. Перспективы развития российского рынка книготорговли Предполагается, что в дальнейшем российский рынок пойдет по западному пути. За рубежом в крупных универсальных книжных магазинах установлен свободный доступ к книгам, а для удобства посетителей создана возможность находиться в магазине часами: есть специальные зоны для чтения и отдыха, в некоторых магазинах действуют кафе, безалкогольные бары и даже рестораны. Магазины оборудованы системами высоких технологий, оснащены самым современным книготорговым оборудованием, мягкими диванчиками и журнальными столиками.

Профессиональные консультанты из оснащенного компьютерами справочного бюро могут проинформировать покупателей о наличии интересующих их книг, о любом издании, вышедшем недавно или несколько лет назад. В последнее время эти функции берут на себя компьютерные помощники. – Интересна идея ненавязчивого предложения книг и печатной продукции в кафе и ресторанах: посетитель в ожидании заказа, во время трапезы или за чашкой кофе может просмотреть несколько книг и, если ему какаято из них понравится (или он просто зачитается и захочет узнать продолжение), он может расплатиться сразу и за заказ, и за приглянувшуюся книгу, – отмечает О. А. Завада . – Наиболее ходовым товаром в таких местах могли бы стать бестселлеры или новинки популярной литературы. Есть особая популяция читателей – любителей бестселлеров. Также существует и когорта читателей – ярых приверженцев «глянца». Этих людей удобно обслуживать: необходимо иметь в наличии некоторое количество бестселлеров и новых глянцевых журналов и эффектно их подать.

У нас в кафе и ресторанах пока бесплатно распространяются популярные толстые глянцевые журналы типа HAPPY, «Стольника» и т.п., которые размещаются на стильных стойках или презентерах. (В некоторых кафе Екатеринбурга («Штолле», «Шепот», «Своя компания») есть хорошие библиотеки классической литературы, но книги там, к сожалению, не продают.) – Сейчас становится модным устраивать книжные отделы в небольших стильных магазинчиках и бутиках, – делится своими наблюдениями Ольга Завада . – Посетитель наряду с одеждой или какой-то другой фирменной продукцией может приобрести и комплиментарные сопутствующие товары, в том числе книги, канцтовары (ручки, записные книжки, папки) с фирменной символикой, музыкальные диски и т.п. – Интересно, что наиболее «продвинутые» владельцы бизнеса начинают сочетать в своем книжном магазине розничную торговлю с заказами и продажей книг через собственный интернетмагазин, – комментирует ситуацию В. А. Кандалов . – Для этого в зале организуется место для менеджера, который тут же оформляет заявки на книги, ведет учет и осуществляет продажу товара параллельно через Интернет.

В этом случае возникает некий успешный тандем: два направления книжного бизнеса подпитывают и развивают друг друга – в магазине можно воочию увидеть и пролистать книги, реализуемые через интернет-магазин, а товар, не представленный в розничной книжной торговле, можно заказать через Интернет. И это не фантастика – такие магазины существуют уже и в Екатеринбурге, например книжный салон MATISSA на Хохрякова, 74, проект которого разработан коллективом дизайн-студии NEOLUXE.

О своих исследованиях в области внедрения и использования в книжных магазинах высоких технологий на основе западного опыта рассказывает дизайнер студии NEOLUXE Егор Буров: – Российским владельцам книжного бизнеса, директорам и менеджерам книжных магазинов нужно сделать еще немало, чтобы их предприятия достигли более высокого уровня развития. Для этого им необходимо обратить внимание прежде всего на основные факторы конкурентоспособности, взятые на вооружение книготорговым бизнесом за рубежом:

  • принципы формирования ассортимента,
  • уровень профессионализма сотрудников,
  • объемы торговой площади,
  • оформление и интерьер торговых залов магазинов,
  • наличие свободного доступа к книгам и самообслуживания,
  • территориальное расположение магазина,
  • форма собственности книготоргового предприятия,
  • уровень цен на продаваемые книги, 
  • внедрение высоких технологий.

Анализ работы российских книжных магазинов позволяет сделать вывод, что будущее за теми, кто чувствует острую необходимость в применении рыночных методов управления и организации книготоргового бизнеса, кто адекватно реагирует на изменения в конъюнктуре книжного рынка и активно внедряет новые технологии. Книжная торговля в розничном секторе должна быть максимально приближена к покупателю, следовательно, и организация книготоргового бизнеса должна основываться на принципах наиболее полного удовлетворения его запросов. Эти задачи в первую очередь предстоит решать российским владельцам книжного бизнеса.

Понравилась статья? Подпишись на нашу рассылку:

Введите свой email и нажмите кнопку. Обещаю! Никакого спама!


Комментарии
comments powered by Disqus